Фрагмент для ознакомления
2
В прошлом столетии появление и распространение практик психотерапии являлось важнейшим средством, при помощи которого медицина пришла к пересмотру того, что является человеком. Данные практики предлагали изменять субъект и инициировали новые представления о том, что означает быть человеком.
Сдвиг в начале прошлого века от психотерапевтической концепции, которая направлена только на лечение патологии, к психотерапии, которая является средством поддержки новых разновидностей благополучия, являлся одним из направлений этого развития.
Психотерапия стала местом, где принимались новые теории относительно того, что это – быть человеком. Психоанализ, созданный 3. Фрейдом, имел много сторонников и последователей, чьи идеи способствовали изменению фрейдизма, что в конечном итоге привело к появлению нео-буддизма.
На основе учения З. Фрейда стало формироваться философское течение неофрейдизма, которое разрабатывалось его предолжателями - Альфредом Адлером, Вильгельмом Райхом, Густавом Юнгом, Эрихом Фроммом.
Альфред Адлер (1870 - 1937) создал свою концепцию, согласно которой в основе «великих» действий личности, гиперактивности, сверхстремлений, болезней психики располагается вытесненный комплекс неполноценности, который личность компенсирует, добиваясь определенных результатов в бизнесе, политике, науках, искусстве, личной жизни.
Карл Густав Юнг, швейцарский психолог и основатель аналитической психологии (1875–1961), является одним из ближайших партнеров З. Фрейда и его исследований.
Его основные различия с Фрейдом были связаны с двумя фундаментальными аспектами: роль сексуального принципа в психической жизни человека и интерпретация сознания . Юнг раскритиковал идею Фрейда, утверждая, что невозможно проанализировать все проявления сознания только с точки зрения подавленной сексуальности. По его словам, с точки зрения психоаналитической практики очень трудно обосновать формирование психики человека только на половых дисках. Происхождение человеческой души, творчества и культуры невозможно объяснить только концепцией сублимации, поскольку их формирование определяется многими факторами, в том числе надиндивидуальными .
Юнг дает более широкую энергетическую интерпретацию либидо, которое является проявлением сознательной и бессознательной человеческой жизни. Поэтому развитие человеческой психики и конфликты, которые она вызывает, не объясняются формами сексуальной активности, потому что существует единый поток жизненной умственной энергии, который «распространяет» преодоление препятствий или устраняет непреодолимые препятствия для жизни.
Природа этих образов и переживаний бессознательна, но не в субъективном или индивидуальном смысле, как в коллективном личном содержании, уходящем корнями в глубокую древность.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Карл Густав Юнг: жизнеописание, мировоззрение, цитаты : за 60 минут. — Санкт-Петербург : Вектор, 2006
2) Фрейджер Р., Аналитическая и индивидуальная психология : Карл Юнг и Альфред Адлер. — Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007
3) Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1990
4) Юнг, К.Г. Структура психики и процесс индивидуации / К.Г. Юнг. – М., 2009
5) Юнг, К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. – М., 1991